Планета с железными дождями ещё экстремальнее, чем думали ученые

Новые данные свидетельствуют о том, что планета, получившая название WASP-76b, еще более горячая, чем ожидали ученые. На этой шипящей экзопланете в сотнях световых лет от Земли ночью с неба падают капли железного дождя.

Теперь исследователи также обнаружили натрий и ионизированный кальций в атмосфере планеты, такие выводы сделали учёные, основываясь на наблюдениях с телескопа Gemini North, который расположен недалеко от вершины Мауна-Ки на Гавайях. Обнаруженная в 2016 году сверхгорячая планета размером примерно с Юпитер, вращается вокруг звезды в созвездии Рыб на расстоянии 640 световых лет от Земли. Из-за своей непосредственной близости к звезде, WASP-76b совершает один оборот вокруг него каждые 1,8 земных дня и поглощает в тысячи раз больше излучения, которое Земля получает от Солнца.

"Мы видим много кальция в атмосфере WASP-76b. Это действительно сильная особенность", - сказала Эмили Дейберт, соавтор исследования и докторант Университета Торонто. "Эта спектральная сигнатура ионизированного кальция показывает астрономам на то, что на этой планете в верхних слоях атмосферы дуют очень сильные ветра. И второй признак - температура атмосферы намного выше, чем предполагали учёные".

Планета приливно-отливная, что означает, что одна и та же сторона планеты всегда обращена к звезде. Это похоже на то, как наша Луна вращается вокруг Земли. На так называемой дневной стороне планеты, обращенной к звезде, температура превышает 4400 градусов по Фаренгейту (2426 градусов Цельсия). На этой стороне образуются пары железа. Сильные ветры переносят эти пары на темную сторону. Там относительно более прохладная температура колеблется около 2400 градусов по Фаренгейту (1315 градусов по Цельсию). Пары железа превращаются в облака, и начинает идти дождь, состоящий из жидкого железа.

Результаты опубликованы 28 сентября в журнале Astrophysical Journal Letters и были представлены во вторник на ежегодном собрании Отдела планетарных наук Американского астрономического общества. С помощью современных телескопов и приборов исследователи могут получить много информации об атмосферах далёких планет: их составных частях, физических свойствах, наличии облаков и даже о характере крупномасштабных ветров. Понимание химии атмосферы экзопланеты поможет астрономам понять ее погоду, климат и окружающую среду.

Дата:
10/06/2021 - 19:23